Потребность определяют как «избирательную зависимость организма от определенных факторов внешней или внутренней среды».

Потребности по Маслоу:

— физиологические: в пище, питье, воздухе

— в безопасности: физической и психологической

— социальные: любовь, причастность к группе

— в уважении: статус, престиж, признание

— духовные: когнитивные (знать, понимать, исследовать), эстетические (гармония, справедливость, красота), самореализация (реализация способностей, развитие личности).

Потребности по П.В. Симонову (научный подход):

Потребности = врожденно заданные поведенческие программы; для каждой потребности существуют свои мозговые центры. В науке выделяют 3 группы потребностей:

— витальные («жизненно необходимые»)

— зоосоциальные («внутривидовое взаимодействие»)

— саморазвития («направлены в будущее»).

Витальные потребности: пищевые и питьевые, пассивно-оборонительные (страх, тревожность), активно-оборонительные (агрессия), гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование), экономия сил и энергии («рефлексы лени»), груминг («уход за телом»).

Зоосоциальные потребности: половое поведение, материнское (родительское) поведение, «детское» поведение (стремление к контакту с родителем), территориальное поведение («защита от перенаселения»). иерархическое поведение (стремление к лидерству и стремление подчиняться вожаку),реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другой особью).

Потребности саморазвития: исследовательская (сбор новой информации, «любопытство»), подражательная (делай как… как сосед как родитель, как вожак и т.п.), «рефлекс свободы» (преодоление ограничений), игровая (тренировка двигательных навыков).

Каждая группа потребностей включает в себя комплекс врожденных поведенческих программ: простых и сложных, запускаемых с помощью внешних стимулов.

Все потребности встроены в наш мозг генетически. Удовлетворение потребностей всегда сопровождается положительными эмоциями, неудовлетворение – отрицательными эмоциями. На фоне удовлетворения потребностей происходит обучение мозга поведенческим программам за счет систем положительного и отрицательного подкрепления (положительные и отрицательные эмоции).

Необходимо отметить, что у высших животных эмоции – основной регулирующий инструмент поведения. То поведение, которое полезно для вида вызывает положительные эмоции, то, что вредно – отрицательные эмоции.

Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой нейронов глубоких («древних») структур головного мозга. Главные центры потребностей находятся в гипоталамусе и миндалинах.  От туда сигнал поступает в ассоциативную лобную кору.  Лобная кора анализирует сенсорные сигналы от внешней и внутренней среды, определяет важнейшую на данный момент потребность и запускает определенную модель поведения для ее реализации.

Прилежащее ядро рассматривается как основной путь для передачи положительных эмоциональных сигналов (информации о получении положительного подкрепления) через передние ядра таламуса к коре больших полушарий. Такие сигналы играют важнейшую роль в запоминании («укреплении») поведенческих программ, позволивших удовлетворить тут или иную потребность.

Активность центров потребностей зависит от:

•сигналов из внутренней среды организма

•сигналов из внешней среды

•гормонального фона

•генов

•индивидуальной «истории»

Значимость различных потребностей определяет характер человека, его темперамент и особенности поведения. У всех людей распределение значимости каждой потребности различно. По умолчанию значимость каждой потребности определяется генетически (50%), и внешними факторами (формирование психики в перинатальный период (25%) и постнатальный период (25%). Таким образом нет на земле двух людей с одинаковой картой потребностей.

Все потребности непрерывно конкурируют между собой и определяют текущее поведение человека.

Баланс между положительными и отрицательными эмоциями человека (уровень счастья) напрямую зависит от степени удовлетворения его потребностей.

Рассмотрим подробнее основные потребности человека.

Пища и вода

Поступление энергии – важнейшая задача, которую решает еда. Так же с пищей мы пополняем организм строительными материалами (белки, жиры), необходимые для роста и возобновления клеток.

Наконец, крайне важны соли, витамины и минералы и вода. Они создают оптимальную среду для функционирования наших клеток, органов и тканей.

Как найти еду, которая обеспечит все это? Проблему решает вкусовая система. Пища, повышающая жизнеспособность организма, так действует на язык (а через него – на мозг), что мы не только ощущаем приятный вкус, но и получаем удовольствие от сладкого и белкового, жирного и соленого за счет дофаминового подкрепления. «Плохой» вкус — это реакция рецепторов горького на растительные токсины, и на избыток кислого и соленого. Мы запрограммированы на поиск вкусной еды на врожденном, генетическом уровне. Потребность в пище и воде включает огромное множество программ поискового поведения, направленных на поиск и запасание пищи.

В день среднестатистическому человеку нужно:

Углеводы: 200-300 г/сутки;

Жиры (липиды): 60-100 г/сутки;

Белки: 60-100 г/сутки.

Потребность в воде взрослого человека – 2-3 л/сутки, в NaCl – 5-7 г/сутки.

Потребности по витаминам и минералам можно найти в интернете.

Центры голода и пищевого насыщения непрерывно конкурируют друг с другом. Они получают сигналы от: клеток-глюкорецепторов, оценивающих концентрацию глюкозы и инсулина в крови; кроме того, очень важна информация от рецепторов растяжения ЖКТ («пустой желудок»).

Идеальная концентрация глюкозы в плазме крови составляет около 0,1%. Если она меньше, то активируется центр голода, если больше (и высокое содержание инсулина), то центр насыщения.

Центры питьевой потребности получают сигналы от осморецепторов: клеток, реагирующих на содержание NaCl в крови (оптимум 0.7%). При росте концентрации NaCl – чувство жажды и выделение вазопрессина (экономия воды в организме за счет изменения почечной регуляции).

В современном мире добыть пищу не составляет труда. При этом пища остается надежнейшим источником положительных эмоций за счет дофаминового подкрепления. В итоге переедание – проблема современного человека, за которую слишком многие платят избыточной массой, ожирением, болезнями.

И приходится как-то договариваться с собственным телом: есть понемногу, но чаще (не «растягивая» желудок), выбирать менее калорийные и более натуральные продукты, больше двигаться, не есть поздно вечером и т.д.

Конечно, прекрасно иметь таблетку, выключающую голод. Однако мозг наш так устроен, что подобные таблетки, как правило, обладают не только анорексигенным (угнетающим аппетит) действием, но также наркотикоподобной активностью, вызывают привыкание и зависимость.

Борьба как за калории, так и против них остается ежедневной задачей каждого человека…

И здесь надо запомнить простое правило. В случае, если мы потребляем каллорий больше, чем тратим, организм входит в режим анаболизма (накопление энергии). Вес растет. Если мы потребляем энергии больше, чем получаем с пищей, организм входит в режим катаболизма (потребление запасов энергии). Вес падает. На смещение балланса в сторону катаболизма/анаболизма влияют гормоны щитовидной железы (тироксины), кортикостероиды, адреналин (стресс), половые гормоны, гормон роста и др. – все они смещают в сторону роста аппетита и накопления энергии. Так же на анаболизм влияют гормональные суточные и сезонные ритмы

Дополнительно необходимо отметить необходимость регулярного потребления витаминов и минералов, так как их поступление с «магазинной» едой недостаточно для нормального функционирования организма. Так же обычно в нашей культуре наблюдается переедание углеводов и недостаток белков. Вообще про питание и пищеварение надо будет отдельную статью написать.

Сон. Значимость сна в современном мире недооценена. Нормальный человек умрет от полного отсутствия сна быстрее, чем от голода. Смерть произойдет примерно через 10 дней без сна, в то время как от голода — через несколько недель. 

На центры сна и бодрствования оказывают влияние «биологические часы» (настраиваются на суточный ритм за счет цепи медленных внутриклеточных химических реакций), уровень освещенности, активность сенсорных систем (звуки, прикосновения, воздействия света-особенно ультрафиолета), активность симпатических систем (уровень стресса). Так же на их активность оказывает влияние химический состав крови: появление аденозина и других «отходов обмена веществ», токсинов (при заболеваниях и отравлениях), рост концентрации инсулина и глюкозы (после еды хочется спать).

Центры сна и бодрствования в свою очередь оказывают влияние на все отделы головного мозга активируя или подтормаживая их работу (регулируют сонное/активное состояние организма)

Что происходит во сне?

Сон человека состоит из нескольких повторяющихся циклов. Каждый цикл содержит 5 стадий. В первые 4 стадии (стадии медленного сна) происходит физиологический отдых мозга разной степени глубины (от дремоты до глубокого сна). В стадии медленного сна происходит запись накопленной информации в долговременную память. 5 стадия – так называемый REM сон или парадоксальный сон или стадия быстрого движения глаз — стадия сновидений, обработка накопленной информации (в первую очередь, за текущие сутки). В этот момент активность мозга такая же как и в состоянии бодрствования. Фаза быстрого сна от цикла к циклу удлиняется, а глубина сна снижается. Предполагают, что быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, переработку информации, её обмен между сознанием и подсознанием. Если лишать REM-сна, то человек не высыпается, а на следующую ночь «добирает» REM-сон. Развитый REM-сон – только у млекопитающих.

Продолжительность каждой стадии индивидуальна и составляет от 5 до 60 минут. А время цикла составляет в среднем 1,5 часа. Взрослому человеку достаточно 4-6 циклов (6-9 часов) в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Все больше исследований указывают на необходимость соблюдения регулярного сна, синхронизованного с биологическими часами человека (для большинства людей  — идеальный сон с 22.00 до 06.00)

Ученые указывают на пользу так называемой сиесты (послеполуденный сон) – снижает риск различных заболеваний организма.

Недосыпы, пересыпы, разная продолжительность сна, сбитый ритм – все имеет примерно одинаковую степень негативного влияния на когнитивые функции мозга, функции иммунной системы, хроническую усталость и т.п. Все эти симптомы имеют накопительный эффект.

Спите правильно! Все остальное подождет.

Исследовательское поведение. Важнейшая и одна из древнейших поведенческих программ. Биологический смысл – адаптация организма к окружающей среде в постоянно меняющемся мире. Исследовательское поведение — очень мощный источник положительных эмоций за счет дофаминового подкрепления новизны.

Мозг изначально настроен на постоянный поиск новизны и создает основу для обучения. Существуют рефлекторные типы исследовательского поведения (любопытство, непроизвольное внимание), освоение новых двигательные движений и манипуляций с предметами, поисковое поведение (поиск чего-то в пространстве, освоение новых территорий), получение новой информации в широком смысле (через различные сенсорные системы). В ходе исследовательского поведения в нашей жизни формируются и непрерывно модифицируются поведенческие программы и речевая модель внешнего мира. На основе речевой модели мира у высших животных развилась система мышления и прогнозирования успешности/неуспешности возможной поведенческой программы.

Оценку новизны проводит, в первую очередь, гиппокамп. Этот отдел мозга детектирует и запоминает разнообразные новые сигналы в течение текущего дня; является главным центром кратковременной памяти. Во сне информация из гиппокампа либо превращается в долгосрочную, создавая прочные нейронные сети. Либо безвозвратно теряется.

За счет нашего развитого мозга (ассоциативная кора) мы можем мечтать, шутить, заниматься творчеством…это все имеет положительное подкрепление и вызывает положительные эмоции.

Ловушки нашей физиологии: падение новизны и стереотипизация поведения.

1. Падение новизны = синдром Евгения Онегина («и жить торопится и чувствовать спешит»). Притупление новизны от чрезмерной насыщенности жизни.

2. Стереотипизация поведения поддерживается более древней программой экономии сил; в результате перестаем пробовать новое и выходить за рамки уже освоенного.

В обоих случаях – снижение уровня положительных эмоций, вероятность депрессивных изменений; эмоциональное и профессиональное выгорание. Одна из самых актуальных проблем 21 века.

Как обходить эти ловушки? Не надо бояться изменить что-то (и даже многое) в жизни, поменять (модифицировать) работу и образ жизни (завести жену-ребенка-собаку?), ввести в жизнь творчество, хобби, игру. Путешествия, туризм – яркий пример увеличения новизны + активный спорт, занятия танцами, живописью + расширение круга общения + альтруизм («эмпатия») = экологические и социальные проекты и т.п. То есть активный поиск того, что интересует — «золотая жила» положительных эмоций.

И помните – мы пришли в этот мир ни с чем, ни с чем и уйдем. Поэтому не бойтесь перемен, пусть и очень пугающих.

Игровое поведение – тренировка двигательных навыков и навыков социального поведения. Особенно важно в период обучения ребенка, когда происходит опробование различных двигательных навыков и поведенческих стратегий.

Подражание – важнейшее свойство колониальных животных, делает их функционирование более эффективным.

Синхронизация поведения в стае основано на стандартных рефлекторных механизмах и принципов работы нейронных сетей у различных особей одного вида.

Подражание приносит положительные эмоции, что служит основой для обучения путем подражания. Подражание обеспечивает нашу адаптацию к миру и обществу; на их деятельности базируется феномен человеческой культуры, негенетической передачи знаний от поколения к поколению. Подражание усиливается на фоне существующей привязанности (дети – родители, вожак-лидер-учитель, товарищи тп)

Подражание возможно благодаря зеркальным нейронам, которые реагируют на сенсорные сигналы (звуковой, зрительный) и запускают врожденную или приобретенную реакцию, приводящую к запуску аналогичных сигналов. Помимо подражания двигательным (обучение двигательным программам), звуковым (обучение речи) сигналам, мы умеем считывать эмоции человека (через мимику, запахи, и пр.) и вызывать в себе аналогичные чувства (этот эффект называется сопереживание).

Так, например, если мы находимся в обществе счастливых людей, мы с помощью зеркальных нейронов сами становимся счастливыми (активация центров положительных эмоций через канал зеркальных нейронов). Аналогично и с отрицательными эмоциями.

Эмпатия, сопереживание, подражание мощно усиливается на фоне существующей привязанности (за счет дополнительного подкрепления окситоцином, вазопрессином)

Избыточное, неконтролируемое подражание, сопережевание и эмпатия может сделать нас жертвой различных манипуляций или ввергнуть в депрессию.

Контролируйте свое окружение!

Страх и агрессия связаны с сохранением безопасности организма. Существует 2 варианта реагирования на реальный вредные стимулы и потенциально-опасные стимулы: пассивно-оборонительные реакции (бегство, затаивание, страх и тревога) и активно-оборонительные реакции (нападение, агрессия, ярость).

Помимо прямой опасности для жизни, важнейшая причина агрессии – недостаток ресурсов: пищи, территории, партнеров для размножения + установление иерархии + родительская агрессия.

Страх – субьективное состояние, связанное со срабатыванием центров пассивно-оборонительного поведения либо, шире, центров отрицательных эмоций. Страх сигнализирует о приближении опасности, и без него мы с большей вероятностью можем нанести вред себе и другим людям.

Мы учимся бояться того, чего раньше не боялись при сочетании этого события с болью, отрицательными эмоциями (отрицательные подкрепления при неудаче того или иного типа врожденно значимого поведения; отсутствие ожидавшегося положительного подкрепления, неудовлетворенная потребности)

Ситуации перегрузки центров отрицательных эмоций – прямой путь к хроническому стрессу, нервному истощению и депрессии.

Важно видеть, как нами пытаются манипулировать с помощью страха (пугая опасностями и/или лишением благ) начальники, маркетологи, политики, религиозные деятели и не нагонять на себя лишний ненужный страх.

Избегание неприятностей, преодоление страха, победа над ним – важнейший источник положительных эмоций (особенно для тех, кто по своему темпераменту предрасположен к риску, экстриму).

Лидерство и Подчинение

Эти программы появились там, где возникло социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие – естественный продукт эволюции, так как в стае выживаемость вида выше.

Любое социальное взаимодействи базируется на 2 факторах: эмпатия и агрессия. Благодаря их различному распределению в любой стае выстраивается иерархия. Чем выше ранг, тем больше ресурсов стаи достается особи. Вместе с тем трудятся для добычи пропитания больше низкоранговые особи. У простых животных доминирует как правило самый сильный. У животных со сложным социальным взаимодействием может быть по-другому. Там может доминировать любой, при условии, что успех стаи максимален. Однако эксперименты показывают, что в сложных стаях лидерство принадлежит либо  высокоагрессивным особям либо особи с высоким уровнем гибкости социального взаимодействия (подкуп с помощью еды, «подставы» конкурентов, «подлизывание» вожаку, подражание, интриги, обманы, грабежи и тп)

Стремление к доминантности заложено у всех, так как его подкрепляют положительные эмоции от признания и доступа к ресурсам/самкам.

Успешная агрессия всегда приносит положительное подкрепление (удовольствие за счет дофаминового подкрепления). Однако начиная с какого-то  уровня агрессия особи в стае становится небезопасной и может иметь отрицательное подкрепление.

Программа подчинения это так же врожденная или приебретенная программа, направленная на сохранение энергии и здоровья, уступая более сильной особи без реальной борьбы.

Таким образом в различных стаях каждая особь выходит на некий оптимальный уровень агрессии и подчиненности, который в конечном счете и  определяет иерархию в стае.

Хуже всего в стае приходится особям со слабым социальным статусом (низкий уровень агрессии и слабая коммуникационная гибкость). Они испытывают постоянный стресс от неудовлетворенных потребностей и как правило не участвуют в размножении (т.к. иммунитет резко падает при хроническом стрессе). Лидеры стаи несмотря на постоянно высокий уровень окситоцина, дофамина, серотонина, вазопрессина (вызывающие постоянный эйфорический эффект от признания, доступа к ресурсам), постоянно сталкиваются с сильными кратковременными стрессами из-за посягательств конкурентов на лидера, хотя и имеют репродуктивный успех больше других. Промежуточный вариант в иерархической стае является оптимальным.

Любовь, секс, детско-родительское поведение. Эти темы имеют много общего. На тему любви и секса напишу отдельную статью, а на тему детско-родительского поведения напишу как-нибудь потом.

Лень – древнейшая программа экономии сил и энергии. Для нас это та программа, которую так трудно иногда побороть.

 Груминг – программа поддержания чистоты организма, очистки от паразитов. Имеет положительное подкрепление (как приятно почесать себе чего-нибудь…)

Рефлекс свободы – древнейшие программы, направленные на преодоление различных ограничений (как в части перемещения, так и в части свободы воли) Территориальное поведение – древнейшая программа, направленная на защиту своей территории от других особей.

И на последок. Попробуйте понаблюдать за собой. Определите какие потребности управляют вашим поведением, что для вас действительно важно, а что нет. Если вы научитесь выявлять то, что для вас важно (и пусть это совершенно не стыкуется с тем, что важно другим) и работать над удовлетворением этих потребностей, это прямой путь к счастью.